bash.im ithappens.me zadolba.li
10372

Выслушай старших и сделай наоборот

Ну уж ладно, разбавлю сравнения девушек и операционок историей, от которой реально захватило дух у многих. Рассказал мне её товарищ, участвовавший в описанных ниже событиях 1988 года. Я в этом не участвовал, поскольку пришёл работать в ту контору в 1991 году. Возможно, это легенда, но за что купил, за то и продам.

Первый и последний полёт «Бурана». Автоматическая посадка. Поскольку своих двигателей у «птички» нет, то к посадочной полосе её подводят с запасом высоты, который берегут до последнего. А перед самой посадкой «птичка» нарезает круг, сбрасывая излишек высоты. Чем ниже к полосе подошли, тем круг меньше. Огибающая всех возможных кругов выглядит как конус. Это дело так и называется: «конус рассеивания энергии». Собственно, таких конусов два — слева и справа от полосы.

Таки вот. «Птичка» садится, ЭВМ на борту уверенно ведёт на посадку. Наблюдающий комсостав сверлит дырки для орденов. А на земле по данным телеметрии аналогичный программный комплекс рассчитывает манёвры. С некоторым опережением рассчитывает — на земле вычислительные ресурсы мощнее. На завершающем этапе, когда как раз надо пролететь по этому конусу, комментатор объявляет, что птичка сейчас заложит вираж влево, чтобы сбросить избыток высоты. «Буран» поворачивает направо. То ли округление «плавучки» на борту сработало не так, то ли округление при передаче телеметрии округлило не туда, то ли направление осей перепутали, но «птичке» правый разворот понравился больше, а наземной ЭВМ — меньше.

Сколько народу перестало в этот момент дышать, сколько схватилось за своё и без того предынфарктое состояние, сколько подумало, что вместо дырки для ордена потребуется совсем другая дырка — история умалчивает.

А через полминуты «Буран» сел идеально. Навсегда, к сожалению…