Пару лет назад делал клиентке бухгалтерию в Экселе для её торговых точек (увы, не программист, поэтому только с помощью скриптов/макросов). Денег взял чисто символически, о чём потом не раз пожалел: кроме самих расчётов, движения товара, планирования и прочего, мне пришлось заниматься и вбиванием данных, и обучением работы в Экселе, и многократными визитами через весь город лишь по той причине, что дамочка легко умудрялась «потерять» файл, печатать его на выключенном принтере, либо просто удалив для него предварительно драйвера, либо просто «забыв» пароль на открытие. Что объединяло все эти случаи — я всегда априори был всему виной, даже когда на пальцах объяснял, что к чему.
Точку в общении я решил поставить после следующей ситуации. Началось всё со звонка:
— Твоя программа не работает!
— Что именно?
— Всё не работает!
— Выдаёт ли баланс за отчётный период?
— Нет.
— Корректно ли вы вводите данные?
— Ничего в твоей программе не работает, срочно приезжай!
Закрадываются сомнения. Предлагаю открыть Блокнот и набрать с клавиатуры любые символы. Ответ феноменальный:
— Твоя программа не работает, так как даже в Блокноте ничего не набирается!
15 минут допроса с пристрастием пришлось потратить на вопрос, что юзерша делала с клавиатурой. 15 минут она повторяла волшебную фразу: «С клавиатурой ничего не делала, приезжай и ремонтируй свою программу». Лишь после сдалась. Оказалось, что она… пролила на клавиатуру бутылку водки.
— Каким образом?!
— Хотела почистить и перестаралась… — скромно сообщила девушка.
Я бы с радостью поставил на этом точку, но следующий вопрос заставил меня сползти со стула:
— Так как клавиатуре меньше года, могу ли я сдать её в магазин по гарантии?
Я положил трубку и мысленно пожелал выдержки, терпения и благоразумия неизвестным сотрудникам магазина, в котором клиентке за год до этого продали клавиатуру.