Информатика у нас в школе началась в качестве факультатива, куда нужно было записываться. Не зная о предмете ровным счётом ничего и увлекаясь немного пайкой и радиолюбительством, решил тоже записаться. Первая оценка по информатике была, как ни странно, двойкой, хотя ничего особо сложного на уроках не было. Но, видно, так сложились звезды. Сам класс состоял из компьютеров типа УК-НЦ, соединённых неким образом в подобие сети. В той же сети был и комп училки, у которой в системнике имелось два дисковода. Ученические компы не имели ничего, кроме монохромного зелёного монитора, системный блок был объединён с клавиатурой.
Поскольку нормальных компьютеров взять было негде, то на информатику я больше ходил ради теории, где учились переводить из двоичной в десятичную систему и тому подобному. В основном теория компьютеров изучалась по великолепному толстому тому Фигурнова, которую отец решил мне подарить, возможно, по наставлению какого-то знакомого или чисто из интуиции. Практические занятия были тупы до маразма, поскольку школьная программа отставала на много лет от фактического положения вещей. На УК-НЦ изучались какие-то старообразные программы, нужно было рисовать картинки при помощи алгоритмического языка и «черепашки» — в общем, ничего ценного и полезного. На практических занятиях я откровенно скучал, когда выполнял задание за пять минут и просто наблюдал, как 45 минут урока уходит у моих одноклассников на то же самое.
Весь принцип практических занятий состоял в следующем: училка загружала операционную систему на своём компе с одной дискеты, потом в другой дисковод вставляла дискету с какой-то программой и по сети загружала её в ученические компы. Была там и некая программа для работы с электронными таблицами, которая предусматривала передачу данных по сети. Выполнив задание и начав скучать, я стал внимательно изучать команды этой программки. Можно было обмениваться данными, если на одном компе запустить передачу, а на другом — приём данных. Но в программе обнаружилась дырка: если при попытке передачи данных на другом компе запускалась одна процедура, то этот комп вис намертво — помогала только кнопка Reset. И вот я начал развлекаться — поскольку задания выполняю я быстро, то ничего страшного, если наберу код и за пять минут до окончания урока. Наблюдая за одноклассниками, ждал, когда очередная «жертва» запустит нужную мне процедуру, и нажимал на передачу данных. Комп вис намертво, ученик вопил, училка шла к нему, комп перезагружался, а так как ни дискет, ни тем более жёстких дисков, то и сохраниться негде — ученик начинал делать задание снова. Первыми пали смертью храбрых самые сообразительные одноклассники, кто вперёд остальных выполнял урок; самые тугодумные (а таких было большинство) попали под самый конец урока, когда заново решать задачку было уже поздно. Поразвлекался так я на паре уроков (никому, конечно, и в голову не пришло выяснять, откуда ноги растут), а потом мне это наскучило.
Впоследствии я и сам преподавал на курсах компьютерной грамотности, всегда стараясь не забивать голову самых разных учащихся данными, какие кнопки в какой последовательности нажимать, а заставлял их самих отвечать на свои вопросы, зачем им нужно выполнять те или иные действия, то есть искать причинно-следственные связи между действием и результатом. Конечно, сейчас, работая администратором поддержки, сложно совместить обучение сотрудников со своими прямыми обязанностями, но стараюсь иногда применять свои навыки обучения, хотя порой и приходится пробиваться через тупость и простую человеческую лень, но конфликтовать — это значит наживать себе врагов, а значит, нужно искать компромиссы.
Всем читателям и писателям IT happens желаю удач в работе и на личных фронтах, мирного неба над головой и чистого разума.