Представьте себе: вы вызвали сантехника. Тот приходит, колдует с унитазом.
— Готово!
Вы платите ему деньги за работу — а он тут же меняет унитаз на другой.
— Тот на самом деле сломан и течёт — это была страховка на всякий случай!
Или покупаете машину. Менеджер отдаёт ключи, принимает деньги — и тут выбегает бригада, что-то делает под капотом купленной машины.
— Там в двигателе не было масла — ну, на всякий случай, вдруг вы не заплатите?
Бредово? А почему тогда нормально делать закладки в заказных системах?
Были у меня заказчики, которые просто пропадали потом или решали, что им система не нужна, или нужна, но совсем не такая, и поэтому они платить не будут. Но делать закладки? Это непрофессионально!
Конечно, вы работали и хотите получить за это вознаграждение. Посмотрите с другой стороны. Вот сложный проект, вам пришлось поломать голову и перелопатить кучу литературы, вы сумели решить задачу, а заказчик свалил. Зато теперь у вас в багаже знания о том, как решается такая задача, и в следующий раз вы сделаете её быстрее и лучше. Считайте, что «потренировались на кошках», отработали новую технологию, ваш профессионализм вырос.
Вот простой проект, вы сделали его быстро и привычно, но вам не заплатили. Зато вы в очередной раз потренировались, следующий проект вы будете делать ещё быстрее и не напрягаясь.
А что же заказчик?
Ну, во-первых, ситуации бывают разные: сменилась конъюнктура, случился форс-мажор, и теперь заказанная система не нужна (или на неё просто нет средств). Да-да, так бывает: сегодня куча денег, а завтра продаём столы и стулья на барахолке, чтобы выплатить зарплату. Это бизнес, это риск.
А во-вторых, если это сознательное кидалово — не беспокойтесь, этот заказчик точно так же кинет партнёров, а потом те кинут его. Справедливость восторжествует, кидала будет наказан жизнью.
Не опускайтесь до его уровня, будьте профессиональнее. А если на кону действительно большая сумма — воспользуйтесь услугами юриста заранее.