В качестве рабочей программы в небольшой, но очень гордой сети аптек используется ЖП 7.7 с непонятно откуда взявшейся самописной конфигурацией. Конфигурацию допиливал человек, любивший делать всё
Решили беду побороть. Наняли одинэсников, сунули им десяток билетов в Хабаровск и сказали «фас».
В числе прочего переработке был подвергнут интерфейс кассира. Раньше для оплаты банковской картой надо было вводить сумму покупки с минусом — отрицательную сумму программа определяла как безналичную. Это вызывало сбои с непонятными причинами, поэтому такую опцию убрали и поставили кнопку «Нал — Безнал». По умолчанию кнопка стоит в режиме «Нал», после нажатия переключается в «Безнал» на один чек. При пробитии наличного чека программа спрашивает внесённую покупателем сумму, рассчитывая сдачу, а при пробитии безнального ждёт подтверждения, действительно ли юзер хочет пробить чек безналом.
Внутреннее тестирование система с блеском прошла — пустили в бой. Спустя неделю в конце смены звонит кассир: у неё денег в кассе на 200 рублей больше, чем в сменном отчёте, а в отчёте на эту же сумму больше безнала, хотя она по картам ничего сегодня не пробивала. Думаю, что ошиблась — мало ли. Делаю возврат безнала по кассе без чека продажи (довольно серьёзное нарушение) и пробиваю ту же сумму налом.
Проходят несколько дней. Тот же кассир, та же проблема. Напрягаю одинэсников. Ребята три раза перечитывают код и удивлённо разводят руками, убеждая меня, что кассир виноват. Кассир клянётся, что не её косяк.
Следующий день. Кассир уже чуть ли не плачет, а бухгалтерия собирается меня расчленить заживо и съесть без соли. Ещё раз напрягаю одинэсников. Ничего.
В следующую смену прошу тётку попытаться понять, при каких условиях происходит ошибка. Звонит и говорит, что пришла на работу, открыла программу, а она «сама» переключила на безнал. Тётя заметила и переключила обратно на нал.
Звоню одинэсникам. Пытаюсь говорить спокойно. Они предлагают мне открыть код. Своими глазами вижу, что стоит явное присваивание при открытии окна. Смущает, что косяк только у одного кассира. Иду к тётке. Целый день стою и смотрю, как она работает, периодически снимая отчёты. Ничего. Хочется закурить, хотя уже почти год как бросил.
Спас случай. Моргнул на полсекунды свет. Кассы с сервером спасли бесперебойники, а свитч ребутнулся, и народ повышибало из базы. Все испуганными глазами смотрят на меня. Говорю заходить обратно в базу. Кассирша оборачивается ко мне:
— Вот! Смотри! Она опять сама переключилась!
Отгоняю тётку от компа, закрываю 1С, пробую сам. Всё нормально. Снова тётка. Снова ошибка. Как?! Краем глаза замечаю
При открытии базы окно 1С разворачивалось на весь экран, а вот вложенное окно модуля кассы — нет. Тётка распахивала внутреннее окно на весь экран двумя щелчками по кнопке. Первый действительно разворачивал окно, а второй доставался кнопке «Нал — Безнал».
После инструктажа по основам компьютерной грамотности ошибки прекратились, работа снова стала скучной, а я теперь тестирую обновления не только внутри IT-отдела, но и на тех людях, которым с этим потом работать.