IT в российских институтах — это нечто.
Принтеры. На нашей кафедре их всегда было столько, что хватило бы на немаленьких размеров типографию. Комбайн Xerox, эквивалент которому по скорости переработки документов может составить разве что промышленных размеров шреддер. Двуфамильные лазерные принтеры в количестве двух экземпляров — их совокупной мощности вполне хватает на десятки человек с залипшими Ctrl+P, слепо печатающих всё, что приплывает по HTTP. Мелкие домашние/полуофисные принтеры в количестве, превышающим любые разумные и неразумные пределы. Доисторические сканеры — нерабочие, рабочие, рабочие, но не подключённые. И самое главное — из всего этого изобилия работает дай бог одно устройство! Как выяснилось позже, как только в очередном принтере кончаются картриджи, начальство спустя некоторое время просто покупает новый принтер. Ходят слухи, коллекция и поныне продолжает пополняться.
Компьютеры. Около 30 машин со старой доброй «хрюшей», не обновляемой, кажется, с момента выпуска. Приятель, вычищавший эти авгиевы конюшни, подсчитывал количество зловредов исключительно тысячами. При включённом отображении скрытых файлов вставленная в такого монстра флешка наполнялась файлами до появления полосы прокрутки. Помню, как мы всё это чудо летом сносили. Как форматировали всё, настраивали локальные политики, обдумывали запреты и возможные пути их обхода. В своё собственное свободное время, совершенно бесплатно. Насколько я знаю, системы эти работали бесперебойно ещё как минимум год. Не удивлюсь, если они стоят там и поныне.
Сервер. Тут ничего не могу сказать — тотальный комод на FreeBSD, на котором вертелось всё и вся, начиная с DHCP и кончая уже позже настроенной Самбой. Настроил это чудо умелец, который и на десктопе у себя FreeBSD держал. Любые попытки разрешения технических проблем с центральной службой института натыкались на загадочное поведение оной: при упоминании FreeBSD сотрудники её впадали в малайский амок и улетучивались в ближайшее окно. Несмотря на то, что за сервером смотрел когда никто, когда папа Карло, оно как-то работало. Думаю, и до сих пор работает.
Наконец, пользователи. Старшие преподаватели, не способные за мало-мальски разумный срок набрать средних размеров текст. Аспирант в количестве одной штуки, который и швец, и жнец, и на дуде игрец, и за сервером смотрец. Преподавательница реляционных баз данных, при мне объяснявшая студенту, что таблица, распечатанная им непосредственно из Access, ну никоим образом не находится в первой нормальной форме. Студенты-краснодипломники, перед сдачей диплома задающие вопросы вроде: «А как мне сделать график в Экселе?»
Знаете, я теперь совсем в другой стране учусь — в той, где пиво вкусное, сосиски копчёные и машины хорошие. Чистой воды самообучение: вот тебе материалы, софт, соответствующее запросам железо, дальше занимайся сам. Преподаватели помогают только при возникновении вопросов. Я тут за месяц узнал больше, чем там за год.
Когда мы все в следующий раз будем присылать сюда истории про тупых юзеров, хорошо бы понимать, откуда они берутся.