В очередной раз прочитав на IT happens рекомендации системным администраторам (на сей раз от инженера-проектировщика), не могу промолчать.
Первое. Статья 135 ТК РФ регламентирует порядок установления заработной платы. По крайней мере, так дело обстоит в нынешней редакции кодекса, принятой аж в конце 2001 года. Я понимаю, что с тех пор многие люди не открывали браузер, не посещали Гугл или иные поисковые системы и уж подавно не интересовались, что же такое статья 135 ТК РФ, о чём в ней написано и так далее. То есть, человек, явно не знакомый с Трудовым кодексом страны, где он живёт и работает, советует другим людям в спорных ситуациях увольняться. Отлично, мои аплодисменты.
Второе. Ни один нормальный админ никогда в жизни не мнит себя божественной сущностью, ангелом во плоти, обладателем единственной и неоспоримой истины и так далее. Системный администратор — это специалист, отвечающий за работу IT-структуры компании, то есть того каркаса, на котором уже нарастает «мясо» секретарей, менеджеров, проектировщиков и всех прочих сотрудников. Безусловно, он понимает, что большинство сотрудников компании обладает куда меньшим уровнем знаний в компьютерах и сетях, чем он, но никогда он не будет относиться к ним как к глупым юзверям, ибо каждый из этих людей в своей области может быть таким же классным специалистом, как и сисадмин в своей. Единственное исключение в этой ситуации — если люди, работу которых он должен обеспечивать и поддерживать, относятся к нему как к легко заменяемой штатной единице, то есть пренебрежительно, высокомерно и наплевательски. К таким людям отношение может быть только точно таким же. И если в компании большая часть сотрудников относится к IT-специалисту именно так — действительно, лучше уволиться и найти нормальное место работы. Как говорится, с волками жить — по-волчьи выть.
Третье. Ни один нормальный системный администратор никогда не будет устраивать пакости фирме, из которой он уходит не по своей воле. Он понимает, что лучше сделать хорошую мину при плохой игре, извлечь максимум пользы для себя из данной ситуации и найти более привлекательное во всех смыслах место. Конечно, тут мне могут возразить: мол, сколько случаев, когда в процессе увольнения или сразу после ухода сисадмина в компании начинались заметные проблемы с функционированием IT-структуры! На это я могу только сказать, что люди, устраивающие пакости, во-первых, не настоящие сисадмины, а просто высокомерные выскочки, незаслуженно присвоившие себе этот гордый и почётный статус. Во-вторых, такие люди явно не понимают, что на всякого специалиста найдётся другой, ещё более грамотный и опытный, который все эти фокусы и «пасхальные яйца» раскусит в два счета — со всеми вытекающими последствиями для фокусника. А оценивать всех людей по одному уроду уж точно не стоит.
Настоящие сисадмины, как бы они ни были раздражены, не будут делать своим пользователям заведомо пакостные вещи вроде установки устаревших версий ОС и ПО, не будут ставить ресурсоёмкие и сложные программы на слабое железо и так далее. Причины такого поведения видны невооружённым глазом: именно этому же админу придётся решать проблемы, когда недовольный пользователь обратится с жалобой к руководству. Кому нужна лишняя работа? Именно этот админ будет оправдываться и иметь бледный вид перед начальством, которое в 100% случаев становится на сторону страдальца-пользователя, топает ногами и требует, «чтоб здесь и сейчас». Наилучший способ отомстить за свою обиду — это документировать и представить руководству те ошибки и проблемы, которые генерирует пользователь. Таким образом админ может показать начальству самое главное — несоответствие сотрудника занимаемой должности, низкий уровень его знаний, склочные и подлые черты характера. И тогда уже пусть руководство решает, хочет ли оно держать такого сотрудника в компании, готово ли пожертвовать хорошим сисадмином ради плохого сотрудника другого отдела.
Действительно, каждый завалящий универ сегодня выпускает людей с дипломами, в которых написано много умных и популярных слов, но в реальности это просто дань моде, действительной востребованности настоящих профессионалов в области IT, только и всего. Эта тенденция вовсе не говорит о том, что реальное количество специалистов увеличилось. Ничего подобного, профессионалов как было мало, так и осталось. На то они и профессионалы, чтобы знать и уметь больше других. Настоящие сисадмины работают во благо своей компании и её сотрудников. А те, кто делают пакости… Впрочем, я уже достаточно сказал об этом выше.
Увольнение — это идеальное решение для тех, кто ничего не понимает в той профессии, на которую претендует, кто не обладает широтой кругозора, коммуникабельностью и желанием развиваться самому и улучшать существующую IT-структуру предприятия. Увольнение — неплохой выбор для проектировщиков, мало смыслящих в профессии сисадмина, в Трудовом кодексе и других областях, но советующих ему уволиться из-за конфликтов с действительно никчёмными, узколобыми и самовлюблёнными пользователями. Сами увольняйтесь — от таких, как вы, все равно компании проблем больше, чем толку. А мы ещё поработаем.