Многие любят видеть в обычном сверхъестественное.
Это произошло на студии звукозаписи. В ходе записи голоса на микрофон и последующего редактирования мы столкнулись с фантомным звуком — он возникал только на записи, в реальности в комнате его не было. Запись шла на достаточно приличных условиях, и радиолюбителей, равно как и «Маяка», рядом и близко не было.
Нечто являло собой ультразвук, и если бы не его появление на спектре при частотном анализе, мы бы даже не узнали, что он там есть. Для начала мы понизили его на 2200 центов (около четырёх октав), затем растянули до состояния, в котором его стало возможно оценить и услышать. Получился пик, звенящий в ушах. Стали рассматривать комнату на предмет техники, которая могла дать этот звук. Нет, ничего нет.
Духи внутри машин? Или ЭГФ? По спине побежали мурашки. Повторили эксперимент, повторили запись — то же самое. Места на записи всё время разные, системы нет.
Спустили ещё на четыре октавы, до состояния нормального диапазона человеческого слухового восприятия. Толчки, шуршание, ритмика. Неужто голос «оттуда»?
Немного подправили фон. Вниманию предстала искажённая, но наша же собственная фонограмма, под которую писался голос. Аудиокарта, на которую писался микрофон, служила также выходным устройством для передачи фонограммы в наушники вокалиста. Поскольку отработала она перед этим уже почти целый альбом — запись, ещё запись, ещё запись, сведение, мастеринг, ещё сведение, ещё мастеринг, — так уж получилось, что по причине «усталости» (постоянно заменяемые шнуры, неаккуратное выдёргивание техники и тому подобное) она писала слабые, но всё же достаточно мощные высокочастотные всплески, которые сама же и воспроизводила.
Всему всегда есть нормальное объяснение. Просто иной раз надо понизить планку собственной значимости. Никто к вам «оттуда» не придёт и не поможет, не надейтесь.