Тут часто пишут про сисадминов, но забывают, что IT ими не ограничивается. Я программист — и не просто программист, а программист в погонах. Хочу поведать о том, как обстоят дела в этом случае (без раскрытия военной тайны). Если ты имеешь звание, пусть даже специальное, особо не смотрят на должностные обязанности. Есть приказ — исполняй, так что приходится делать вообще всё, где есть сочетание букв «комп».
Мой стаж работы с компьютерами — 12 лет. К чему я это? А к тому, что я прошёл все стадии, описанные на этом сайте.
Люди, жалующиеся на безграмотных юзеров, это я примерно 2001–2003 года. Тогда и оборудование было хуже, и знаний было меньше. Со временем народ научился пользоваться шайтан-машиной, и тогда уже это стало проблемой. Юзвери научились делать с тачкой то, что мы ещё не научились предотвращать. А вот когда научились, жить стало легко и свободно. Так что не надо плакать про бабушек-бухгалтеров или блондинок. Если хочешь освободиться от постоянных обращений юзеров, сделай так, чтобы они не обращались. И при этом можно даже никого ничему не учить, а просто обеспечить, чтобы они не смогли сделать ошибку. При этом главное не забывать, что компьютер создан для облегчения труда людей, а не наоборот.
Индивиды, плачущие по неадекватному начальству… Да не родился ещё тот начальник, которому нельзя было бы объяснить суть проблемы хотя бы на примере пчёлок и пестиков (я не беру в расчёт компании-однодневки, куда вообще работать устраиваться не стоит). Помните анекдот про генерала, который говорит: «А я и сейчас ничего не знаю, но чтобы к утру всё было готово»? Нда. Страшная действительность. Но когда отвечаешь: «Товарищ генерал, для выполнения поставленной задачи мне необходимо вот это и вот это, поскольку…» В данном случае главное то, что замещает многоточие. Если ты не можешь объяснить, зачем тебе нужно то или иное, то чья это проблема? Скажете, что это не работает? Я служил при четырёх генералах.
Теперь про хамское отношение к админам и вообще к IT-отделу со стороны других служб. Есть такая заповедь в Библии: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Ловит тебя в коридоре юзверь и говорит: «У меня принтер не печатает». Ты приходишь и видишь, что в лазерном принтере напрочь порвана термоплёнка тут же находящейся скрепкой. Скажи ему: «У вас скрепка в принтере. Я его заберу на ремонт», а не «Какого *** ты туда скрепку, а не *** свой засунул?!». А в случае рецидива честно и обязательно отправь к начальству с вытекающими служебными проверками. Только в этом случае допустившие ошибку начнут уважать, а вредители понесут наказание.
Теперь об айтишниках, возомнивших себя богами. Не смешите мои подковы. Как говорил один великий человек, «нет незаменимых людей, есть вовремя не заменённые». Неужели вы думаете, что после вашего увольнения фирма погибнет смертью храбрых? Да не тут-то было. Если нагадите при уходе, то да, некоторое время структура будет испытывать трудности, но не более, а если вы профессионал, то даже без обслуживания проживёт не один год. Как ни крути, IT-отдел — это обслуживающий персонал. Так же, как мы обеспечиваем работоспособность организации, технички следят, чтобы мы не загнулись в своём же мусоре. Если не будет нас, то фирма будет иметь большие проблемы; если не будет техничек, то и у нас будут большие проблемы. Кто главнее?
В заключение хочу поплакаться сам. На данный момент в силовых структурах идёт активное сокращение аттестованных должностей, в том числе и в IT-отделах. Я сам попал под раздачу, но считаю, что программисту/сисадмину не стоит патрулировать улицы, бегать за мелкими хулиганами, сопровождать электрички, да и вообще оружие не обязательно. У него другой профиль. Но с переводом в разряд гражданских зарплата падает примерно в три раза. Отсюда вывод: профессионалы уходят, набирают по объявлениям. Я боюсь за будущее. Хотя ведь незаменимых нет, вот и заменили.