Работая в IT более десяти лет, я повидал всякое. О многом из этого «всякого» уже множество раз было писано-переписано здесь, на IT happens. Встречаются и безалаберные пофигисты, и откровенные ламеры, мнящие себя гениями IT, и простые хорошие сотрудники техподдержки, сисадмины, программисты…
Нас много, мы все разные — с разным уровнем знаний и опыта, с разным желанием учиться и общаться с людьми. О последнем стоит сказать особо, ибо общение является одной из неотъемлемых черт нашей профессии. Ведь все наши сервера, сети, компьютеры, телефоны и прочее — они не существуют в некой изолированной среде, они предназначены для использования обычными людьми, которым не нужно знать тип процессора и частоту памяти, названия протоколов и всё остальное. Им нужно, чтобы купленная ими железка работала, выполняла требуемые задачи, не создавала отрицательных моментов и так далее.
Однако при этом очень многие юристы, экономисты, менеджеры и все прочие забывают об одной простой вещи — о необходимости иметь хотя бы какой-то минимальный уровень знаний о том, с чем они работают. Никто ведь не сядет за руль машины или не прыгнет с парашютом без соответствующего инструктажа, подстраховки, многократной проверки… А всё почему? Потому что ценой вопроса в этих случаях может стать жизнь или здоровье. Когда же речь заходит об информационных технологиях — об этом никто не думает, ибо (за редким исключением, как у девочки в США, которая села на айфон) они не могут нанести никакого урона здоровью и тем паче жизни. Их максимум — это испортить настроение, создать небольшие сложности (невозможность отправить почту, совершить звонок, сохранить файл, зайти в соцсеть и так далее). Но это не смертельно и зачастую даже не особо критично — так зачем, спрашивают они, нам нужно что-то изучать, в чём-то разбираться? Ты айтишник — вот ты и разбирайся, настраивай, делай, а мы попользуемся… и, может быть, даже скажем тебе спасибо.
Но так быть не должно — и вот почему. Одно дело, когда информационные ресурсы или устройства не работают по вине администратора, который не рассчитал, недосмотрел, не подготовился — и совсем другое дело, когда «тыжадмина» дёргают по малейшим, самым незначительным поводам, вроде отсутствия звука, нежелания принтера печатать и так далее. Что стоит самому выполнить минимальный набор действий, прежде чем кричать караул и писать служебки во все инстанции? А всего-то и надо — проверить подключение кабелей, воткнуть наушники в другой компьютер, зачастую даже — просто перезагрузить устройство. Но нет, зачем это делать — ведь есть «тыжпрограммист», которому «за это» платят зарплату, который просто по роду деятельности обязан это уметь. Ну так он-то и умеет, и знает — но вы покажите мне админа, который бегает к менеджеру с вопросом, как провести переговоры с провайдером, к бухгалтеру — как купить новый компьютер или сервер, к юристу — как заключить договор найма квартиры или страхования машины… Я не говорю за всех — может, и есть такие. Но убеждён, что большинство нормальных айтишников старается решить эти вопросы самостоятельно, ищет что-то в интернете, советуется с друзьями и коллегами. И заметьте — речь идёт не об узкопрофессиональных вопросах вроде управления проектами, нюансов бухучёта или тонкостей судебного процесса, а о самых обычных, можно сказать, банальных, вещах, с которыми каждый человек сталкивается если не ежедневно, то достаточно часто.
Однако об этом никто не думает — все хотят быть хорошими и правильными, иметь минимум проблем и при этом уважение со стороны руководства и сотрудников. Никто не хочет вникать в чужую область даже на миллиметр — а потом на что-то жалуются, недовольство высказывают… Я считаю — начинать надо с себя, задать самому себе вопрос: а что я сам могу сделать, как могу решить ситуацию? И если единственным ответом является вызов специалиста — то мне искренне жаль таких людей, ибо они однобоки, неразумны и безынициативны. Можно быть каким угодно классным специалистом в своей области — но если человек специалист только в ней, а другого ничего и знать не хочет, то как к нему относиться, о чём с ним говорить? И как вообще он может претендовать на грамотность и разносторонность, если без помощи сторонних людей он сам и шагу ступить не может?
Давайте уважать друг друга, заботиться друг о друге и стараться создавать как можно меньше проблем окружающим — и тогда мир хоть немного приблизится к гармонии (хотя бы в отдельно взятом коллективе), тогда будет проще и легче достигнуть желаемых результатов и сохранить дружескую атмосферу, заполучить уважение клиентов и приобрести хорошую репутацию. И последнее: ведь это так просто и одновременно так сложно — переступить через себя, свой эгоцентризм и просто попробовать…
Желаю всем успехов, взаимопонимания и уважения.