Все профессии хороши, и гордиться своей — совершенно в порядке вещей, даже если ты выбрал её исключительно ради денег: денежных профессий много, но ты выбрал всё-таки эту. И вообще, вот профессией автослесаря, сантехника, банкира, фермера гордиться можно. А айтишнику предлагается скромно признать, что выбор в подростковом возрасте был неверен, и он выбрал не ту профессию, которой стоило бы гордиться?
Получается неровно, как говорил незабвенный Сэм Уэллер. Получается неровно.
Вот я только что сэкономил заводу несколько сотен тысяч рублей, перестроив схему сети (после бардака со сменой формы собственности, трёх названий и четырёхкратной полной смены персонала службы IT этой схемы не существовало в природе, а сама сеть… ну, понятно) и обойдясь без сгоревшей циски и пары сгоревших же серверов. Заодно и схема сети — вот она, лежит рядом. Работа была интересной и нужной — и почему бы мне ей не гордиться? Работу, кстати, я выбрал сознательно уже в зрелом возрасте, специальность у меня другая.
Я прихожу к конструктору, который запутался в чертёжной программе, с которой только и работает уже лет пятнадцать, сажусь и за полчаса разбираюсь, где он накосячил, и ещё за полчаса исправляю чертёж — при том, что я нисколько не конструктор, и все эти шестерёнки, допуски, посадки, обозначения швов для меня — тёмный лес.
Я прихожу к бухгалтерше, которая файлом называет лист в Экселе (гражданка Гадюкина, привет, вы не в курсе, что вас так звали? Ну, теперь знайте), для закрытия документа закрывает Эксель («это я завершила работу»), не глядя нажимает «Да» на предложение сохраниться, потом снова открывает документ, сохраняет через меню, через меню же выходит из Экселя («это я сохранила документ») — и всё-таки ухитряюсь объяснить ей, где накосячила, что накосячила именно она и как это исправить. Этим можно гордиться.
Есть у меня одна нерешённая задача: объяснить конструкторам, что не надо хранить все работы в одном документе и сохраняться надо хотя бы раз в час, а не в конце рабочего дня. Но я их всё-таки добью!
Или когда побеждаешь, наконец, программу для составления отчётов по спирту… Тут уж не просто гордость, тут впору напиться на радостях.
Так что не надо думать, что все мы неудачники, ошибшиеся с выбором профессии.
Если мы иногда чересчур зазнаёмся, то вы, пользователи, сами виноваты. Зачем строить из себя идиотов? «Я тупой! Я знаю только три кнопки!» — ага, а то я не видел, как вы щёлкаете чертежи и рассылаете их на печать по всему зданию, чтобы быстрее было и тонер сэкономить. Покурить небось захотелось? Нет уж, садитесь рядом и подробно объясняйте, что делали, что именно выглядит не так и как оно должно выглядеть на самом деле. Заработало? Визит-эффект, не иначе.
А у вас? Ну не надо орать, у меня нервы крепкие. Куда я смотрю? (В данный момент — в окно, там белки забавно прыгают.) Бедненькая, принтер не печатает… А включать компьютер, к которому он подключён, не пробовали? Рядом с ним даже табличка висит соответствующего содержания. Не ваше дело — чужой компьютер включать? А не изволите ли вы изложить это мнение в письменном виде? Тем более что компьютер-то ваш, бухгалтерский. Если он не ваш, то я его уберу, чтоб не мешался. Ну вот видите, как просто, проблема и решилась.
А у вас картридж кончился? Какая жалость. А вот это у вас что лежит? И даже с резолюцией генерального. Да, именно эти. Ну вот, и эта проблема решена.
А у вас какое-то сообщение, немедленно прийти и принять меры? Да ещё и трубку сразу бросила, как будто я вас по голосам различаю. Нет, меры-то я принять могу, только жалко же звонившую. Сообщение-то разослал я сам, предварительно согласовав с главбухом, что в обеденный перерыв все должны выйти из жёлтой программы. На русском языке, понятно. Ну что ж, пошлю ещё одно, уже с упоминанием высших инстанций — это всегда усиливает интеллект. Сработало и на этот раз.
Кстати, все науки действительно вышли из философии. Проблема, правда, в том, что науки-то вышли, а философия осталась… Но это уже совсем другая история.