Вечером хрен, говорите? Тоньше надо, тоньше. Чтобы изготовить грамотную закладку, тоже надо потратить и силы и время, зачастую просто лень этим заниматься. Мой принцип прост, как лом в разрезе: «Последняя работа бесплатна». Не потому что бесплатна, а потому что последняя.
Всё настроили, подключили, продемонстрировали? Показать, как пользоваться, научить сотрудников — только после оплаты предыдущей работы, потому что она была последняя и пока бесплатна. Чтобы она не была последней — надо за неё заплатить, как договаривались. После этого научим сотрудников, и уже эта в очередной раз последняя работа будет бесплатна.
Нужны консультации впоследствии — точно так же, консультация или оплачивается, или становится последней. Предложите заказчику или абонентку, или оплату за обращение, прикиньте, сколько раз вам будут потом звонить, и выставляйте счёт. Для хороших клиентов ведите базу знаний и по истечении какого-то времени пришлите им список их вопросов и ваши ответы в виде документа «Часто встречающиеся проблемы». Все будут довольны: и научить нового сотрудника вместо уволенного будет сильно проще, и вас не побеспокоят по мелочам.
В мире нет ничего идеального, и этот принцип не годится тогда, когда вы устраиваетесь на работу, а денег нет совсем. В этом случае разбрасываться бесплатными заданиями на испытательном сроке не стоит. Уж лучше поподробнее о работодателе узнайте, стоит ли с ним вообще связываться.