bash.im ithappens.me zadolba.li
12206

Гики и жизнь

Когда пикселей вообще не было, старший брат подарил мне книжку Геворкяна и Семёнова «Бейсик — это просто!». Современная серия «…для чайников» нервно курит в сторонке. Книжка была детская и рассчитана на то, что у ребёнка даже компьютера перед собой не будет. И понеслось… В шкафу потом нашёлся томик «Язык ассемблера для PDP-11», а потом нам в школу поставили целый класс УКНЦ. Пошли первые холивары, что лучше — УКНЦ или «Ямаха», первые сисопки (комплект программ и книжек сильно разнился от поставки к поставке, менялись, чем могли), первые взрослые знакомства, практика в отделе АСУ вместо мебельного цеха, и прочая, и прочая…

Ночевать за компьютером было нельзя (компьютерный класс ставился на сигнализацию не позже определённого времени), практика была ограничена рабочим временем, на один компьютер стояла очередь таких же, как я, журнал «Наука и жизнь» приходил раз в месяц, свой компьютер купить было просто нереально. Так и учились: код в тетрадках, дампы в восьмеричном (кстати, мне более удобном) представлении, которые печатал матричный принтер на вырванных из школьных тетрадей листах… Романтики хватало, в общем.

Школьный компьютер был не простой: на нём стояло два процессора, центральный и периферийный. При сильном желании можно было заставить периферийный проц делать что-то, нужное именно тебе. Я уже не помню, кто-то подсказал или сам догадался, что чётные итерации циклов можно считать периферийным, а нечётные — центральным процессором. На простых задачах получилось обгонять 286-й — это было непередаваемое счастье.

Прошло много лет, но и по сей день мне встречаются такие же мальчишки, которые через игрушки, через детское любопытство вырастают в специалистов. Увидите таких — не ругайте, помогайте подсказками. Их не так много, но они есть.