Так вышло, что мы принимаем индикацию на экране (OSD) и сенсорный экран (тачскрин) за изобретения, ставшие возможными только благодаря достижениям современной техники. Как бы не так! И то, и другое можно было сделать в пятидесятых годах, пользуясь только доступными тогда технологиями. Сейчас докажу.
Сначала OSD. Старожилы помнят, что в определённый момент на прилавках появились телевизоры, в которых отсутствовали капризные ионные ловушки. Но ионное пятно, несмотря на их отсутствие, не появлялось. Это стало возможным благодаря тому, что люминофор стали покрывать с обратной стороны тончайшим слоем алюминия. Настолько тонким, что крохотный, юркий электрон всё равно пройдёт, а огромный и неторопливый ион — нет. Побочным положительным эффектом стала повышенная яркость. Люминофор ведь светит во все стороны. Фотон, полетевший наружу, мы увидим, а полетевший внутрь пропадёт. Теперь же алюминий отражает фотоны, летящие внутрь, тоже наружу.
Но пока люминофор алюминием не покрывали, он имел другое преимущество — полупрозрачность. Если небольшой участок колбы кинескопа с обратной стороны не покрыть графитом, получится прозрачная область, через которую миниатюрным проектором можно спроецировать на полупрозрачный люминофор сзади всё что угодно. Проецируемое изображение наложится на телевизионное — чем не OSD? Дополнительные элементы могут быть и цветными, даже если сам кинескоп чёрно-белый. И во всяческих радарах так делали — карты местности накладывали. И в бытовых телевизорах могли бы, но не додумались. А зря: уже в пятидесятых можно было столько всего напроецировать! Циферблат часов — механических, потому что электронные тогда были немаленьким шкафчиком с реле или лампами. Слайд с номером канала: крутанул ручку ПТК — поменялся слайд. А ещё две стрелочки: вниз и вверх. Стрелочки пригодились бы для тачскрина.
Одна из устаревших технологий для сенсорных экранов состоит в применении матрицы излучателей и фотоприёмников. Здесь же потребовалось бы всего два излучателя и столько же фотоприёмников. Перекрытие первого луча означало бы, что пользователь прикоснулся к стрелочке вниз, второго — что к стрелочке вверх. И простейшая схема на лампах и реле, занимающая очень мало места, заставила бы электродвигатель с редуктором провернуть вал ПТК и поменять канал. Такие узлы и так выпускали для телевизоров, подвешенных высоко, чтобы можно было переключать каналы кнопками на стенке, не залезая на стремянку, так что количество наколенных работ было бы минимальным.
Если же отказаться от проекции часов и номера канала, оставив только стрелки, можно было бы воспользоваться защитным стеклом, которое ставили в телевизоры до изобретения стягивающих бандажей. Гравируем на нём стрелки, как в осциллографах на стекле перед трубкой гравировали шкалу, подсвечиваемую сбоку. И здесь так же светим. Выключая подсветку, можно делать стрелки невидимыми, когда они не нужны. Прикосновение же к ним определяем так же — излучателями и фотоприёмниками.
Словом, и OSD, и тачскрин могли быть сделаны в бытовых телевизорах ещё в молодости наших дедушек. И цена даже не слишком бы возросла у такого прибора. Почему ж не сделали? Неужели изобретателя не нашлось?
Почему — наверняка находились. Но их идеи до недавнего времени лежали в долгом ящике. Вспомним, в каком году Лосев изобрёл светодиод и в каком году их начали выпускать серийно. Между этими событиями — огромная временная пропасть. Так же и с OSD, и тачскрином.