bash.im ithappens.me zadolba.li
11315

Младший инженер повышенной пушистости

Два года назад притащил к себе котёнка, чёрную бестию, страшную, как сама жизнь. Долго ещё терзался сомнениями, кошка это будет или собака, хотя порой её внутренний клапан подавал чересчур большую порцию мочи в мозг, и от передозировки тот подозревал, что это может быть и подвид белки, а то и выдры, скрещённой с бобром.

Кошка росла, как полагается питомцу IT-инженера, на клавиатурах, мониторах и системных блоках. Иногда весело и задорно играла с выползающими из принтера листами, пока я не успевал добежать. Решил я научить кошку чему-нибудь полезному. Единственное, что вышло из-за обоюдной лени, так это то, что она научилась нажимать кнопку включения ноутбука лапой. Причём выработалось всё до автоматизма: видит раскрытый ноут, не слышит шума кулера — нажимает кнопку. И жили мы долго и весело…

Звонит знакомый в лютом нервозе, через динамик сотового летит пена изо рта. Мол, срочно, катастрофа, надо документы нести важные в серьёзное заведение! Можно ли забежать ко мне и распечатать с ноута? Гуано вопрос, легко. Приходит знакомый, ставит ноут на стол, тут же начинает что-то рассказывать по поводу важности этих бумажек.

Стоит заметить, что кошка выросла социопаткой. Пока не изучит на запахи обувь посетителя, не проверит когтями на группу крови и на совместимость с собой, обильно посыпая пушистой чёрной шерстью, не вылезет из-под дивана. Но рефлексы дают о себе знать. В процессе тирады гостя кошка выскочила из-за дивана, включила ему ноут и скрылась назад. Пока он молча и ошалело отправлял документы на принтер, сработал второй рефлекс, и кошка вновь выскочила и стала лапой вытаскивать печатающиеся бумаги, откидывая их со стола в сторону. После печати снова удалилась в свой угол.

На следующий день знакомый занёс мне пиво, а кошке банку кошачьего корма с креветками — за услуги IT-специалистов.

11298

Сделай дело, кушай смело

Мой сосед — паталогоанатом, работает в какой-то научной лаборатории. Он суёт срезы тканей под микроскоп и по одному ему понятным признакам делает заключения о состоянии. Нужная профессия, особенно если сложные дела с живыми телами творятся, когда без отдельной экспертизы не разберёшься.

Ещё сосед увлекается мелкими гаджетами типа читалок электронных книг и плееров разных модификаций. Увлекается и он сам, и его ближайшее окружение (тоже все люди взрослые, с учёными степенями). И всем им разными способами достаются эти устройства в оригинальной комплектации: ноль русского языка в меню и в доступных кодировках для воспроизведения текста. Обрусифицировать всё это дело сосед просит меня.

Вчера зашёл к нему для русифицикации очередного читальщика Sony. Дело минутное, но повторяется снова и снова, поэтому уже скучное… А он мне взял и презентовал мини-торт. Я торт взял (ещё бы), но решил наконец вразумить «учёного соседа» на тему перепрошивки гаджетов. Мол, дело простое, обойдёшься без тортов. Посмотри сюда, сравни номер наличной версии с той, которая указана в прошивке, потом запусти вот это, уже заранее подготовленное автором прошивки. Проблем быть не должно, информации в сети — море… А он мне и говорит:

— По моей специальности в сети тоже море информации. Дать тебе образец кожи для исследования?

Я заткнулся и пошёл к себе уничтожать торт.

11268

Универсальное зло

Как-то раз позвонили из автосалона: типа, не работает их самая главная программа на всех машинах сразу. Приезжаю, вижу VPN-шлюз, туннель уходит в дебри фордовской сети. Вскоре становится понятно, что проблема с маршрутизацией в их сети. Пока я искал, девочка-секретарь всё давала дельные советы:

— Может, клавиатуру поменять?
— Может, процессор пропылесосить?
— Может, видеокарта?

Её друг «кончил на компьютеры», поэтому она в автосалоне в этих делах авторитет.

Звоню по номеру с наклейки на роутере, через час пробиваюсь через уровни саппорта до чувака, который понял, в чём проблема, и может найти ребят, способных её решить. Он открыл тикет и пообещал отзвониться, когда будет готово.

На следующий день сообщает: всё, мол, окей. Я звоню в автосалон и рассказываю шефу, в чём проблема и как мы с ней справились.

— Хватит заливать, я уже понял, какие вы профессионалы! Ты вчера два часа искал-искал и не нашёл, а вот секретарь сказала: «Наверное, вирус». Поставила сегодня новый антивирус, и всё заработало на всех компах. Так что хрен я вам за такую работу заплачу!

11253

Вспоминая всех тех

В детстве я жил в пригороде, в небольшом посёлке, который населяли молодые и очень умные люди — инженеры, геофизики и прочие представители технопрофессий. Все работали над мегапроектом — сверхглубокой скважиной, бурившейся с целью изучения родной планеты.

Привычка с детства слушать непонятные разговоры взрослых стала для меня самым любимым делом — я ничего не понимал, но как же горели глаза этих людей! Они обсуждали что-то, тыкали пальцем в монитор (да, именно в монитор: компьютер в нашем доме появился году этак в 91-м), спорили и пили «жигулёвское». Дядя Юра тогда был почти не седовласым, носил очки и имел пышную шевелюру. Спустя годы я понял, что он напоминает мне Юрия Антонова. Дядя Витя, заходивший частенько к нам в гости, всегда радовал смешными рассказами и подтрунивал надо мной, а я никогда не обижался. Мой отец был геофизиком, поэтому на книжной полке в моей комнате вполне мирно соседствовали детские рассказы, «Квантовая физика» и «Изотопные излучения радиоактивных нуклидов».

Подняв как-то раз сидение дивана, я обнаружил там несметные сокровища: подшивку журнала «Радио» с семидесятых годов до начала девяностых! Я запоем читал статьи про транзисторы, микросхемы, микроконтроллеры, шины и прерывания, колебательные контуры и прочее, даже стал забывать сходить погулять. Папин паяльник постепенно стал нашим с папой паяльником, а склеенное из спичечных коробков хранилище под радиодетали стало моим хранилищем.

Однажды я бился над сборкой миниатюрного (по тем временам) радиоприёмника для УКВ-волн. FM-диапазон, если так понятнее. Статья Игоря Нечаева была закапана несколько раз припоем, залита чаем. Неделя с паяльником в руках, провонявшая канифолью комната, бардак и бедлам, а из динамика только помехи. Мне было 11 лет, я расстроился так, что ни с кем не хотел разговаривать. Детский максимализм грыз мой неокрепший мозг фразочками типа «да какой из тебя радиотехник, сопляк». Отец тогда уже перебрался на север работать вахтовым методом, и видел я его очень редко. Спросить было не у кого, а идти к дяде Юре «с такой-то чушью» я стеснялся. На приёмник я всё-таки забил, так и не заставив его заговорить человеческим голосом. Маленькая самодельная текстолитовая плата со скрупулёзно вырезанными лезвием дорожками перекочевала сначала в ящик стола, потом ещё куда-то, а после и вовсе обнаружилась в гараже, где жил мой любимый велосипед «Лама», в ящике с инструментом.

Прихватив зачем-то её с собой, я поехал кататься. Я любил это делать один, наедине со своими детскими мыслями. Если бы вы жили в том посёлке в детстве, вы бы поняли, почему я любил такое одиночество. Посёлок окружали красивые луга, речка и пруд играли лучами солнца так, что перехватывало дух. Просёлочная дорога вела в город, но меня туда не тянуло, настолько счастлив я был в этом уютном мирке.

Отвлёкся. Меня занесло на Восьмуху — так назывался район в городке, где были киоски и магазины. Решив отдохнуть, я присел на лавочке у магазина, вспомнил про приёмник, достал его из сумочки с инструментом и вставил батарейку, так как выключателя питания предусмотрено не было.

—А ты жуй-жуй свой «Орбит» без сахара и вспоминай всех тех, о ком плакала… — пропел «Сплин» из моего приёмника.

Оказывается, в моём пригороде просто были проблемы с приёмом сигнала, ведь приёмник был миниатюрный и маломощный, а здесь он прекрасно ловил несколько станций.

Никогда не бросайте начатое.

11328

Апгрейд в сотню рук

Теперешний админ должен тихо радоваться, что в работе может обходиться парой флешек и десятком сидюков. Давайте я расскажу, как происходил апгрейд с ЕС-1055 на ЕС-1066.

В хорошем, крепком НИИ был самый крутой ВЦ. Но всему хорошему приходит моральный конец, и в 1990 году было принято решение апгрейднуться.

Весной во дворе НИИ появилась дальнобойная фура, забитая новой ЭВМ под завязку. Автокран и свинообразные такелажники разгрузили обновку под чутким руководством главного инженера и начальников машин и накрыли её брезентом.

Первым делом из машзала площадью где-то в 350 квадратов вынесли всё, что не было остро необходимо пользователям. Пару лишних АЦПУ, «Бармалей» (устройство вывода на перфокарты), кучу перфоленточного барахла. И самое главное — старый дисковый массив, 16 устройств по 29 мегабайт.

Вторым делом из-под брезента извлекли ящик размером с холодильник. С документацией по установке, инструментом и ЗИПом.

Смонтировали новый дисковый массив. 8 дисководов по 200 мегабайт, каждый размером с полторы стиральных машины, и стойку-контроллер размером с теперешний шкаф 32U.

Перебрали весь фальшпол и установили новые подводы охлаждения. Убрали все кабели, некоторые ещё со времён БЭСМ. Нашли место для операторского пульта. Это такая специальная управляющая машинка со своей ОС, которая вполне могла сама по себе много чего посчитать. Установили пульт и ряд дополнительных контроллеров.

Под брезентом осталось два самых больших ящика — процессорный шкаф и каналы. В теперешних терминах это северный мост с процом и южник со всеми шинами и контроллерами периферии. И вот тут случилась неприятная неожиданность: процессор и каналы не лезли в стандартный трёхтонный грузовой лифт. Пришлось всему инженерному корпусу ВЦ сначала строить пандусы по лестницам, потом поднимать эти ящики фактически на второй этаж, немного разобрать входной тамбур гермозоны и вкатить ящики в машзал.

Все узлы новой ЭВМ сопрягли, запитали. Провели стандартное аппаратное тестирование — эдакий stability and durability test, CPUBurn пополам с ActiveDiskKill на недельку.

Наконец приехали заранее заказанные из Минска гуру с падаваном и привезли с собой дистрибутив — около 50 бобин с лентой, тщательно обёрнутых фольгой. Старую машину остановили, чтоб ненароком не перегрузить систему питания, и началась генерация системы.

Это не вам не сборка из сырцов, где умный GCC пополам с либтулзом и бинутилзом всё соберёт по накатанному скрипту и толстому конфигу для чайников. Всё собиралось под конкретную периферию и прочие требования заказчика из объектного кода, записанного на ленты. На первой ленте загрузчик. На второй программа разметки дисков. На третьей линковщик. На четвёртый магнитофон по очереди ставились ленты с объектниками. Результат работы писался на будущий резидентный диск системы. Все нюансы типа точек входа, адресов оверлеев и т. п. задавались вручную. Ну, правда, конфиг-файл был. Там имена лент были прописаны, где что лежит. И всё это под управлением пульта и с помощью абсолютно однозадачного монитора. Юниксоиды, ваш однопользовательский режим по сравнению с работой в этом мониторе вполне тянет на GUI типа W95.

Всё собралось. Но наши инженеры ради кандидатской диссертации грешили тем, что в хорошие айбиэмовские машины внедряли разные рацпредложения, что не позволяло нормальной краденой OS MVS 8.3 level H нормально понимать некоторую периферию. Поэтому надо было заппнуть полученную систему ещё перед тем, как с неё загрузиться. ZAP — это была такая утилитка, которая позволяла в определённый файл по смещению записать что угодно. В теперешних терминах это называется «пропатчить». Прозапано было много чего, но что-то даже гуру прохлопал. А уж падаван и я и вовсе не заметили. Генерацию пришлось начинать с нуля.

Суммарно генерация, инсталляция, тестирование и отладка установки ОС в тот раз заняли 52 часа, что оказалось личным рекордом пребывания в рабочем состоянии и гуру, и падавана, и меня.

Постепенно отключили и демонтировали старую машину, а годную периферию подключили к новой. Общее время апгрейда составило около ста дней. При этом ВЦ продолжал работу в режиме 24/7/360. Почему 360? Пять дней в год отводилось на обязательную профилактику и новогодние праздники.

11266

Вспоминая безоблачную юность

На улице стоял прохладный летний вечер 2040 года. Василий, начальник IT-департамента крупного банка, лежал на диване с последней моделью планшета Huawei в руках (два процессора по 64 ядра каждый, 8 ТБ памяти), на котором была установлена Ubuntu 40.04 (на 89% компьютеров в мире давно уже стоял линукс). Сейчас он смотрел на окно VirtualBox, в котором крутилась старая, как бивни мамонта, давно забытая Windows 8, и предавался ностальгии.

Василий прекрасно помнил, как, будучи ещё пятнадцатилетним подростком, эникеил в свободное время, устанавливая новую винду на компы юзеров. Все его друзья хаяли новую систему, да и он сам называл её «очередной поделкой Микрософта». К слову, бывший гигант давно уже ушёл с IT-рынка, чуть не обанкротившись, и сейчас писал под заказ специфический и маловостребованный софт. Подумать только — теперешние эникеи даже не знают этого названия! Некоторые даже не в курсе, что когда-то была такая ОС. Самые молодые из них ни разу вживую не видели флешку (всё уже давно хранится в «облаках»), а CD считают таким дремучим старьём, какими во времена молодости Василия считались перфокарты.

Терабитный интернет уже давно стал обязательной коммунальной услугой, но радоваться этому особо не стоило: практически весь контент в сети стал платным, и даже купленную песню ты мог послушать строго ограниченное количество раз. Скачать что-то стало невозможно, к тому же устройства оснащаются столь малым обьемом памяти, что его хватает только для установки операционной системы, пакета Internet Security и нескольких программ. Сохранять файлы можно только в облаке, большинство программ — веб-приложения, из них 70% платные. Твои файлы могут просто удалить, если в них находится хоть намёк на нарушение антипиратского закона.

Василий снова посмотрел на окно виртуалки, запуская старый добрый Embarcadero RAD Studio. Размышляя над всем этим, он вспоминал, как писал на диски всю свою музыку и удалял ценные файлы, чтобы выкроить на 40-гиговом (это в 2009 году) винте место для установки Ubuntu, как скачивал из сети всё, что ему нравилось, как в сотый раз переустанавливал XP после своих экспериментов с реестром… Он вспоминал, как выходил в инет, используя телефон как GPRS-модем, и считал каждый килобайт лимитированного тарифа (20 МБ!), как до-о-олго ждал загрузки одной MP3-шки, как почти семь часов выкачивал SP3 для XP…

Теперешние программисты даже не могут переустановить ОС, так как это не входит в их служебные обязанности. Если программист заметит, что из его ультрабука выпал кабель, он никогда не вставит его обратно. Это не его обязанность, и ему за это деньги не платят. Да и программистами этих людей назвать сложно: современные средства разработки давно уже перешли на полностью графические инструменты. Логика программы задаётся с помощью мастеров; многие из программистов ни разу в жизни не написали и строчки кода. Мир IT полностью поглотило желание заработать (украсть, выбить) побольше денег. За последние три года Василий не видел ни одного нового бесплатного проекта, никто из молодых разработчиков не знал, что такое энтузиазм. Они и пальцем не пошевелят, если перед ними не помахать зелёной купюрой.

Василий лежал на диване и предавался ностальгии.

11305

Опять двадцать п… семь

На работе начальство не сильно любит тестера, потому очень часто пытается научить той работе, за которую он получает деньги. К слову, он просто не мотивирован, а дело своё знает достаточно хорошо.

Сегодня тестер в очередной раз подтвердил, что не зря получает свою зарплату. Начальство, решив до него докопаться, во время разговора по душам в качестве невозможного примера привело задачу: «Найти три натуральных числа между 27 и 28». Дескать, тестер должен находить баги даже в тех задачах, в которых бага не может быть в принципе.

Тестер прищурился, думал около минуты и таки выдал:

— 27, 27, 27. Про дубликаты не было ни слова.

11280

Здорово, корова!

Я очень люблю своего брата. И он меня любит.

Оставила его присмотреть за квартирой, пока в командировку ездила. А он мне в холодильник встроил заботливую функцию: стоит открыть дверь с восьми вечера до шести утра, как раздаётся приятный женский голос:

— Хватит жрать, корова!

Шесть килограммов за два месяца я уже потеряла.

11295

Зарплата проплывала мимо

Не так давно, когда я был в поисках работы, позвонил мне довольно близкий знакомый, которому я когда-то помогал с запуском интернет-магазина. После этого мы долго не общались, а здесь бац! — и звонок. Оказалось, что сайт проработал больше года и недавно сдох. Меня попросили приехать посмотреть. Ну, думаю, вроде бы хороший друг, почему не помочь…

Приехал. Оказалось, после грозы были проблемы со свитчем на крыше, и провайдер поменял айпишник.

— А как же статика? У вас же интернет-магазин?
— На фига нам статический IP, если сервер никогда не выключается?

Я промолчал. Чтобы было более понятно, приведу описание сети. Сервер под фряхой, на нём и крутится сайт под OpenCart. Во вторую сетевуху воткнут роутер, который раздаёт вафлю и по патчу на клиентский комп. Проблема была только в rc.conf и настройках Apache. Параллельно решили вопрос с провайдером по поводу статического айпишника. Проблема была устранена.

Звоню хозяину: «Всё готово». Приезжает. Жду вознаграждение за свой труд. Вместо этого меня угостили самым дешёвым пивом, которое можно купить у нас в городе, и предложили работу: админить сервак, клиентские компы и наполнять и оптимизировать интернет-магазин, предложили ставку. Ну, думаю, почему бы и нет.

Вышел на следующий день на работу, обустроил (сам!) своё рабочее место, настроил SSH, убрал прошлого админа. Начал разбираться с магазином. Оказалось, его создатели и в помине не слышали о понятии «ключевые слова». Ладно, всё переписал, начал работать над грамотным заполнением, поднял сайт в Гугле до первого места по городу, параллельно отправлял людям заказы. Прошло время. По поводу денег все молчат. Звоню начальнику, объясняю ситуацию: мол, я уже вторую неделю езжу, деньги заканчиваются, мне бы авансик.

— Не вопрос. В админке за прошлую неделю заказов на 500 грн. Возьми себе 10% — ну, и ещё гривен 10–20.

На моё справедливое негодование и робкие восклицания о ставке, поднятии сервака и магазина мне ответили:

— Ты должен быть благодарен. Я и так много тебе заплатил. Ты за две недели вообще ничего не сделал!

Оттуда я ушёл, даже деньги не забирал. Самое ужасное, что теперь всем знакомым рассказывают, какой недобросовестный админ у них работал. Или не админ, а продавец. Сам, честно говоря, запутался.

Заранее жёстко обговаривайте свои непосредственные обязанности и уровень заработной платы. А лучше сами составьте договор и заверьте его у нотариуса, если вам такой не предоставляют. А ещё лучше — не идите работать к друзьям, родственникам и знакомым.